Звонок по России 8 (383) 227-71-13
Ваш город Москва
Мы в соцсетях
Поиск
0%

Беседка психологов

Ловкий или «Находчивый»

«Саш, а эта машинка откуда?» - интересуется мама. Сорванец красочно описывает, как гуляя в детском саду на площадке, нашел классную заводную игрушку: «Она ничья! Можно я себе ее оставлю?». «Ну, оставь…» - отвечает мама.  

Ловкий или «Находчивый»

Когда мама в следующий раз столкнется с чужой вещью, принесенной ребенком домой, ей будет сложнее объяснить ему, почему это плохо. Грань между тем, что можно назвать простой детской шалостью, и тем, что рискует вырасти в плохую привычку очень тонкая. Да и сама тема воровства – тонкая, специфичная. Мой знакомый психолог искренне убежден, что употреблять словосочетание «детское воровство» не корректно, потому что осознанно воровать может только взрослый человек, а у ребенка за таким поведением непременно стоят психологические причины.

Большинство психологов считают, что «детское воровство» – один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы одни раз, кто из интереса, кто на спор, а чаще – не задумываясь над мотивами своего поступка, пробует что-нибудь украсть. Причем, это касается любой семьи, а не только замещающих семей, в отношении которых по-прежнему существует много негативных мифов.

Опасайтесь громких фраз. Вариант «если ты еще раз так сделаешь – я перестану тебя любить» не работает!

Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами.

Специалисты отмечают, моральное развитие ребенка непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям. Большинство детей, воспитывающихся в благополучных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». А пока маленькие они просто «не хотят расстраивать маму и папу». Следовать моральным нормам осознанно дети становятся способны примерно к 12 годам. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы, нередко свойственные воспитанникам интернатных учреждений, предполагают что, приемному ребенку может потребоваться значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, и для него особенно важно формирование в семье четкой системы требований, понятной всем.

 

СВОЕ – ЧУЖОЕ

Маленькие дети чаще всего берут чужие вещи потому, что не знают, где проходят границы «своего» и «чужого». Столкнувшись с первым случаем подобного поведения, родителям важно не поддаваться эмоциям, не называть ребенка «преступником», а лучше мягко поговорить о том, что это плохо. Предложите ребенку подумать, как сейчас чувствует тот, кто лишился любимой вещи (игрушки и др.) Как бы ты себя почувствовал на его месте? Скорее всего, расстроился бы или даже заплакал. Надо постепенно учить ребенка нести ответственность за свои действия и поступки. Можно предложить ему самому (или в вашем присутствии) вернуть вещь хозяину и извиниться.

Также, уже в достаточно юном возрасте, можно подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношение к деньгам, как ресурсу, которым нужно уметь разумно распоряжаться. Понимая, что деньги не просто зарабатываются и что любая вещь имеет цену, ребенок с большим уважением будет относиться и к своим, и к чужим вещам. Дети, растущие в детском доме, мало имеют «своего» и, соответственно, для них размыты границы «чужого». Общее – это как бы ничье. Поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что, попав в замещающую семью, ребенок может искренне не понимать переживаний приемных родителей в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

ВНИМАНИЯ НЕ ХВАТАЕТ

Нередко дети негативным поведением стараются привлечь к себе внимание. Ребенок даже может воспринимать взятые в мамином кошельке деньги или купленные на них сладости как символическое замещение родительской любви. В этом случае повторяющиеся детские кражи красноречиво говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания. Таких детей наказание за проступок пугает меньше, чем безразличие.

Порой, «детское воровство» бывает вызвано острым желанием обладания какой-то вещью. Это в равной мере относится и к детсадовцам и к подросткам. Чтобы разобраться, что именно заставляет ребенка брать чужие вещи, родителям стоит присмотреться к тому, что он делает в дальнейшем с украденным. Если предмет никак не используется, ребенок, скорее всего, завладел им из принципа: «Если у меня нет, то и у других пусть не будет». Но если малыш играет с ним, мотивы его поступка очевидны – это стремление обладать желанной вещью. Если ребенок демонстрирует украденное родителям или воспитателям в детском саду, то, скорее всего, он делает это с целью привлечь внимание окружающих к себе и своим переживаниям.

Так называемое «невротическое воровство» может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить внутреннюю пустоту, необъяснимое беспокойство, вызванное дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, служит временным замещением. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубившись чувством вины и ощущением, что «я плохой».

Иногда выделяют «демонстративное воровство». Это когда ребенок намеренно нарушает запрет. Он прекрасно понимает, что попадется, но, словно, делает «назло». Если его «ловят за руку», как правило, отпирается, хамит... С его стороны это осознанный вызов взрослым. Это своего рода борьба за контроль, попытка померяться силами. Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом?!

Спонтанное воровство – важный жизненный опыт, считают психологи. Это не только опыт соблазна, проступка, но и опыт стыда, раскаяния. Это возможность для развития ребенка, еще одна ступень в формировании его нравственных качеств. Важно, как вы себя в этой ситуации поведете!

 

БЫТЬ КАК ВСЕ

С подростками ситуация иная. Не имея «крутых» гаджетов, которые есть у ровесников, они порой чувствуют себя ущербными. Психологи отмечают, что в определенном возрасте для подростков обладание чем-то, это еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок зачастую пасует перед социальным отвержением..

Стремясь самоутвердиться, он может пойти на самый отчаянный шаг, лишь бы показаться смелым, ловким, «крутым».

В этой ситуации важно постараться повысить самооценку ребенка, укрепить в нем уверенность в том, что он может быть интересен сам по себе, вне зависимости от того, какой у него телефон, как он одет и есть ли у него «жвачка».

Пребывая в приемной семье, ребенок может намеренно совершать плохие поступки, желая выяснить, готовы ли новые родители любить и прощать его не смотря ни на что. Он не «издевается». Он хочет удостовериться, что важен для вас.

ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?



  1. Под «хроническим» воровством подразумевают периодическое повторение одних и тех же поступков. Можно ли на него повлиять? Можно! Главное – разобраться в причинах. К примеру, если вы пришли к выводу, что ребенок ищет острых ощущений, можно отвести его на скалолазание или в картинг-клуб. А если у него заниженная самооценка и он хочет заработать авторитет перед одноклассниками, помогите ему найти то, в чем он может раскрыться – брейк-данс, театральный кружок, рисование… Если ребенку не хватает вашего внимания, больше проводите времени вместе: играйте, готовьте, гуляйте, обсуждайте фильмы… 
  2. Главное, столкнувшись с случаем детского воровства не бросаться в крайности: с одной стороны – не ударяться в панику «мой ребенок – вор», а с другой – не делать вид, что ничего не произошло. Надо обязательно выразить отрицательную оценку действиям ребенка. Хорошо если вы  запретите использовать украденную вещь. Еще лучше – если поможете ему вернуть ее. Разделите с ребенком ответственность и помогите ему выйти из трудной жизненной ситуации. 
  3. Важно продемонстрировать ребенку вашу готовность оказывать ему поддержку. Убедите его, что совершенный им поступок не влечет за собой лишения родительской любви. Очень важно, чтобы он понял вашу позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».
  4. Надо постоянно находиться в диалоге – ребенок может не сразу оказаться готовым откровенно обсуждать эту тему. Для родителя принципиально важно постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, она тоже может пролить свет на его мотивы.
  5. И, конечно, помните о том, что в нашем обществе зачастую сохраняется предвзятое отношение к детям из детского дома, и ребенка могут обвинить несправедливо. Нет ничего ценнее ваших с ним отношений. Быть на стороне своего (и особенно приемного!) ребенка совсем  не означает отрицания проблемы, но говорит о том, что сам ребенок и отношения с ним для вас неизмеримо важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.