Звонок по России 8 (383) 227-71-13
Ваш город Москва
Мы в соцсетях
Поиск
0%

Школа чутких родителей

О страхах, о настоящих мужчинах и психологической помощи

Обзор вебинаров, прошедших в январе - феврале 2019 года.

О страхах, о настоящих мужчинах и психологической помощи

В первые два месяца 2019 года в «Школе чутких родителей» фонда «Катрен» состоялось четыре вебинара, выбирая темы для которых, мы ориентировались за просьбы постоянных участников нашего родительского сообщества. Один из вебинаров на актуальную и довольно спорную тему назывался: «Может ли мама воспитать настоящего мужчину?».

Многие считают, что без папы вырастить настоящего мужчину невозможно. Но так ли это на самом деле? И, что такое «настоящий мужчина»? Семейный психолог Александр Данильсон в ходе вебинара уделил внимание возрастным этапам развития мальчиков, эволюции их взглядов на мир, на себя, на окружающих людей, подробно рассказал о роли значимого взрослого в разные периоды и особенно в препубертатный. Речь также шла о ценностных ориентирах, о выборе авторитета, о влиянии сверстников и умении сохранять и отстаивать свое «я».

Не каждая мама готова мудро принять, что в данный момент главная задача ее сына-подростка - сепарироваться от близких, от привычных стереотипов и найти себя в социуме.

— говорит психолог.

...Не говоря уже о том, что активно идет процесс полового созревания со всеми его особенностями. Начинаются конфликты по поводу того, во сколько приходить и уходить, с кем дружить, стричься или нет, что носить, прокалывать ли ухо и т.д. И, кто знает, где та грань, что отделяет заботу от материнской гиперопеки, а разумное дистанцирование от пренебрежения родительскими обязанностями…

Основная родительская помощь в этот непростой период, по мнению психолога – деятельное невмешательство. Стратегия сочетающая  строгость и справедливость может дать наилучший результат. И реализуется этот подход через договор и соблюдение его обеими сторонами.

Александр Данильсон пояснил участникам «Школы чутких родителей» , насколько тяжело самому подростку в этот период, и заверил, что несмотря на временное охлаждение и дистанцирование, все то «хорошее, доброе, вечное», что было заложено через семейные ценности в предыдущий период, непременно сохранится и еще проявится.

Что касается вопроса. Поставленного в заголовок вебинара: «Может ли мама воспитать настоящего мужчину?», то у спикера на этот счет особое мнение. 

Я считаю, что воспитать настоящего мужчину или настоящую женщину невозможно, но можно воспитать настоящего человека,

— отметил Александр Данильсон.

Важно вкладывать в ребенка понятие общечеловеческих ценностей. Уважительно относиться к его чувствам. Быть тем самым мудрым родителем, который не подавляет, не выковывает из ребенка маленькую копию себя самого, а позволяет ему расти и развиваться как полноценной личности, и все сложится.  

Остановившись на том, что нет единого представления о том, что такое «настоящий мужчина», психолог отметил, что важно не столько физическое присутствие отца в семье, а пример мужского поведения, который ребенок видит и на который может ориентироваться. Причем, этим примером может быть дедушка, родной дядя, тренер или учитель музыки… Мальчик впитывает стереотипы мужского поведения не только непосредственно, видя мужчину рядом, но и из книг, фильмов. Помните, у Высоцкого: значит, нужные книги ты в детстве читал.

Участники вебинара задавали много вопросов. Спрашивали о том, должна ли мама контролировать с кем дружит, где гуляет, какие книги читает и на какие сайты заходит ее 13-летний сын? Каковы границы свободы подростка и можно ли их нарушать? Стоит ли ждать чуткости, благодарности и заботы от мальчика, который находится в конфликте со всем миром (как ему кажется)? 

Отзываясь на запросы постоянных участников «Школы чутких родителей», два последующих вебинара мы посвятили проблемам детских страхов. Первый из них состоялся 24 января 2019 года (смотреть вебинар). Психолог Екатерина Жуйкова рассказала, как и почему появляются страхи в детском возрасте, чем они обусловлены, как они приживаются и «портят жизнь» не только самому ребенку, но и тем, кто рядом, а также о том, причем или не причем тут родители.

Страх основан на инстинкте самосохранения, как правило, он возникает в ответ на угрозу. Но у детей он может возникнуть, и когда угрозы нет. Страхи бывают у 90 процентов детей в возрасте от 4 до 9 лет, однако у большинства они проходят. Возникновению страхов способствуют такие особенности характера, как впечатлительность, доверчивость, тревожность, развитая фантазия.

Участников вебинара интересовало, как проявляются те или иные страхи. О чем говорят такие симптомы, как чрезмерная привязанность к взрослому, боязнь одиночества, чувство беспомощности, неготовность принять помощь взрослого. Очень подробно на вебинаре разобрали тему помощи ребенку. Говорили об условиях, которые влияют на снижение страхов, о том, как можно использовать игру и сказки в борьбе со страхами.

Продолжением темы стал вебинар «Страхи у приемных детей», состоявшийся 7 февраля 2019 года (смотреть вебинар), на котором мы говорили об особенностях страхов у детей, которые имели опыт родительского пренебрежения или провели первые годы своей жизни в госучреждении.

Безусловно, это та категория детей, которая имеет все основания бояться очень многих вещей. Опыт, полученный ребенком в период проживания с кровными родственниками, скитания по подвалам и вокзалам порой настолько страшен, что даже взрослый человек, рассказывая о нем, не может сдержать слез. Сам ребенок может многое не помнить в деталях (если был младенцем), но последствия пережитого будут сопровождать его еще очень долго.

Психолог Екатерина Жуйкова подробно рассказали, чем страхи приемных детей отличаются от обычных детских страхов. Пояснила, как тот или иной страх связан с прошлым опытом ребенка: потерей связи с кровной матерью в младенчестве, ранним травматическим опытом, опытом насилия, депривации и пренебрежения потребностями.

Беседа коснулась того, как говорить с детьми разного возраста о возможных причинах страха, как быть «устойчивым» родителем и снижать тревогу у ребенка, что в силах самого родителя, а в каких случаях лучше обращаться к специалистам. Спикер дала конкретные рекомендации родителям и ответила на их вопросы, объяснила, как происходит закрытие травмирующих воспоминаний, что такое расщепление и т.д.

Завершающим стал вебинар «Страшно ли идти к психологу?», который провел Александр Данильсон. Хотя большинство участников «Школы чутких родителей» без предубеждения и каких-то опасений относятся к психологам, поскольку, воспитывая кровных и замещающих детей, часто имеют с ними дело, все же мы сочли необходимым более серьезно поговорить на эту тему.

Спикер вебинара, системный семейный психолог Александр Данильсон объяснил, что психолог — это специалист который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения. Подробно остановившись на разнице между психологом, психотерапевтом, парапсихологом и другими специалистами, профессиональные компетенции которых, казалось бы, схожи, но все же отличаются, он пояснил, когда стоит прибегать к помощи кого-то из этих специалистов.

Спикер подробно остановился на этических нормах и рамках профессиональной деятельности психолога. Рассказал о принципах конфиденциальности, компетентности, ответственности, принципе этической и юридической правомочности, а также принципе благополучия клиента, которыми руководствуются психологи.

Ряд вопросов от участников вебинара касался принципов работы психолого-медико-педагогической комиссии, методов диагностики СДВГ, выстраивания детско-родительских отношений в замещающей семье и др. 

Посмотреть вебинары на заинтересовавшие вас темы вы всегда можете на сайте фонда «Катрен», перейдя по ссылке http://blagokatren.ru/webinars/.