Звонок по России 8 (383) 227-71-13
Ваш город Москва
Мы в соцсетях
Поиск

Школа чутких родителей

О том, как быть ближе друг другу

Обзор вебинаров «Онлайн-школы чутких родителей» состоявшихся в ноябре-декабре 2019 г.

О том, как быть ближе друг другу

Обзор вебинаров «Онлайн-школы чутких родителей» состоявшихся в ноябре-декабре 2019 г. Вебинары этого периода отличались деликатностью выстраивания взаимопонимания между взрослыми, между родителями и детьми, малышами и подростками.

  1. Марина Буняк, семейный психолог, супервизор специалистов помогающих профессий (г. Санкт-Петербург), провела вебинар «Профилактика родительского выгорания. Современные подходы». Эта тема не теряет актуальности, так как профессиональный приемный родитель в отличие от людей других профессий не имеет ни выходных, ни отпусков, ни ограниченной продолжительности рабочего дня. Он — всегда «на посту», все 24 часа в сутки. А дети, о которых он заботится, как правило, имеют не только сложности со здоровьем, порой — инвалидность, но и глубокие психологические травмы, полученные в раннем детстве. Это подростки с низкой мотивацией к обучению, со сложностями в адаптации и социализации, с непростым поведением… Так как же родителю поддерживать себя в работоспособном состоянии не только в физическом отношении, но и эмоциональном? Возможно ли это?

    На вебинаре говорили о том, что представляет собой синдром эмоционального выгорания, каковы его ранние симптомы и как его можно предотвратить. На первом этапе эмоциональное выгорание у человека может проявляться как психологическая защита от чрезмерных психологических перегрузок и частых травмирующих ситуаций, это может быть частичное или  даже полное исключение эмоций в ответ на травмирующие воздействия. Хотя бы раз в жизни подобное испытывал каждый человек. Вот только кто-то умеет находить в себе внутренние ресурсы, чтобы преодолеть это состояние, либо умеет «переключаться», а кто-то все глубже и глубже погружается в усталость и грусть.

    Происходит цепочка изменений, которая поначалу часто «не замечается», игнорируется, «рационализируется»: снижается энергетический потенциал,  апатия приходит на смену энтузиазму и оптимизму,  , возникает устойчивая немотивированная тревога, «всё бесит»...  Участники вебинара подробно разобрались с тем, что лежит в основе этого явления. В первую очередь, это внутриличностные особенности родителя. Такие как, высокая тревога, стремление контролировать всё; отсутствие чётких личностные границы;  низкий уровень доверия + гиперответственность; уязвимая самооценка и другие. Во вторых - межличностные факторы, такие как отсутствие собственного пространства, зависимые и созависимые отношения, нестабильная семейная ситуация,  отсутствие поддержки близких. В третьих - социальные факторы. В том числе политическая и экономическая  нестабильность, ложные и агрессивные установки в местном сообществе; авторитарный стиль специалистов опеки и попечительства, соцзащиты, педагогов детских учреждений, неуважение и угрозы. Все это в комплексе создает хронический социальный стресс родителя и сосредоточенность на процессе выживания. 

    «Важно понимать, что эмоциональное выгорание влияет не только на снижение качества жизни конкретного приёмного родителя, но и качество жизни всей семьи», - подчеркнула Марина Буняк. Она рассказала участникам встречи о том, чем изначально отличаются «выгоревшие» и «несгораемые» родители. Тех, кто склонен к «выгоранию» отличают ригидность установок, стремление кому-то что-то доказать, личная ответственность «за всё и за всех», требовательность как ценность, высокая критичность по отношению к себе и окружающим. Человека же уверенно и твердо идущего по жизни, напротив, отличают установка на первичную заботу о себе, как основу для успешной заботы о детях, способность меняться в гармонии с меняющимся миром, проводить ревизия планов, целей и задач, умелое распределение ответственности и делегирование, умение прощать себе и другим ошибки, признание своих несовершенств, вера в ресурсы ребёнка и свои собственные, здоровый «пофигизм» и чувство юмора.

    Вебинары «Онлайн-школы чутких родителей» имеют ярко выраженную конструктивную направленность, поэтому спикер, обозначив и проанализировав явление, ответила на вопросы участников вебинара и рассказала о том, как мы сами можем себе помочь. Прежде всего, пересмотреть приоритеты, затем выработать чёткие и реалистичные цели и периодически проводить их ревизию, не забывать хвалить себя и награждать даже за микро- достижения, пересмотреть режим труда и отдыха, научиться перераспределять нагрузку, старательно обучаться ассертивному стилю поведения в построении отношений.

  2. Тему ассертивного поведения развила на следующем вебинаре подробно раскрыла известный семейный психолог, научный сотрудник Психологического института РАО  (г. Москва) Екатерина Жуйкова. Встреча так и называлась: «Что такое ассертивность? Как научить детей заботиться о своих границах». Участники вебинара подробно разобрали, что это за удивительная способность выстраивать отношения так, чтобы они были максимально гармоничными и удобными, как для родителя и для ребенка.

    «Assertive» означает «утвердительный, положительный, настойчивый, уверенный в себе, напористый». Личностная черта людей с ассертивным поведением это прежде всего способность самостоятельно регулировать собственное поведение, независимо от внешних влияний и оценок, не допуская манипулирования в отношении себя. Спикер пояснила, что человек, желающий овладеть этим качеством, должен стремиться выйти из паттерна: «либо я доминирую, либо я жертва», а также научиться уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивность, это не общая характеристика личности, она характеризует поведение в общении с другими. Мудрый, спокойный, собранный человек, больше наблюдает, чем действует, он воздерживается от вербального и физического насилия, он чувствителен, умеет заботиться и о себе, и об окружающих в равной мере.

    Ребенку очень пригодятся в жизни такие качества как ответственность за свое поведение, выражение уважения к себе и другим, уверенность, умение договариваться, навыки эффективного общения. На вебинаре много говорили также о способности детей и подростков регулировать своё поведение без агрессии и жертвенности, о том, как развивать саморегуляцию, как научиться не попадать под влияние оценок других при принятии решений и не зависеть от чужого мнения, но учитывать его. Особенно родителей и специалистов интересовало, как научить детей открыто выражать свою позицию, добиваться целей без манипуляций, какие воспитательные стратегии способствуют развитию ассертивности, учат партнёрству во взаимоотношениях, а какие наоборот мешают. Спикер дала конкретные советы и рекомендации по поводу того, как можно развить эти качества в детях.

  3. Еще один вебинар Екатегины Жуйковой  был посвящен  нарушениям общения между самыми близкими людьми. Он назывался «Когда слова делают больно».

    Речь шла не о вербальном общении в узком смысле этого слова, а о разнообразных коммуникациях людей - любых взаимодействиях: с помощью слов, мимики, касаний, взглядов, текстовых сообщений и даже молчания. Не секрет, что от взаимодействия с другими полностью зависит наше развитие, восприятие себя, описание окружающей действительности. К примеру, мир ребенка полностью описан родителем, для малыша мир предстает именно таким, «как они сказали». Можно сказать, что общение - выражение отношений. А значит, изменение стиля и способов взаимодействия может изменить отношения.

    Вебинар был посвящён развитию коммуникативной компетентности. На нем у частники с большим интересом разбирались в том, какие формы общения считаются дисфункциональными и почему. Учились анализировать свою речь и «тексты», содержащиеся в невербальных проявлениях и действиях. Екатерина Жуйкова на примерах объяснила как можно постараться уйти от ставших привычными в семье манипулятивных коммуникации и перейти на новый стиль общения. Также она объяснила, что такое «двойные ловушки».

  4. Порой полезно изменить свой взгляд на действия детей, чтобы лучше справляться с существующими проблемами и стать немного ближе. С этим вряд ли кто-то станет спорить. Однако тезис «детям — лучшее» настолько устойчив, что не все отваживаются взглянуть на него критически. На вебинаре «Детям — лучшее.Почему эта установка ошибочна» состоялся дискуссионный разговор о том, действительно ли данное утверждение, помогает нам воспитать лучшие качества в наших детях. Сначала спикер сделал экскурс в историю вопроса, показал, как дети неожиданно стали во главе иерархической  лестницы, а затем провел анализ, чем  такое положение вещей может быть опасно для всей семейной системы. На вебинаре детально разобрались с такими понятиями как «детоцентризм», «родительский перенос», «закон иерархии». Участники вебинара задавали вопросы о том, можно ли изменить сложившиеся отношения в семье, если ребенок уже привык быть «центром вселенной», привык принимать как должное родительскую жертвенность и т.д.  Спикер дал подробные комментарии.

.