Трудности замещающих семей - КБФ «Катрен»

Трудности замещающих семей

По статистике около 5,000 приемных детей возвращаются в детские дома ежегодно. Из них более половины — по инициативе приемных родителей. Семьи не справляются с возникающими трудностями и сдаются. Задача этого исследования — описать трудности, с которыми сталкиваются замещающие семьи в связи с приёмом в семью неродного ребёнка.

Методика

Мы опросили 400 приёмных семей. Ссылка на опрос распространялась через тематические группы в социальных сетях, профильные НКО и органы опеки.

Особенности сбора данных не позволяют утверждать, что исследование абсолютно точно описывает все замещающие семьи в России. Скорее всего, в исследовании приняли участие более благополучные семьи (состоят в тематических группах, активно пользуются интернетом, есть время и желание отвечать на вопросы анкеты).

С другой стороны, охват исследования (400 человек в возрасте от 25 до 72 лет, широкая география, дети разных возрастов, разнообразные формы семейного устройства) позволяет утверждать, что полученные данные описывают явление как минимум в первом приближении и дают представление об относительной важности тех или иных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие семьи. При этом наши оценки трудностей можно считать оптимистичными, а реальная ситуация, скорее всего, хуже.

Отдельно стоит отметить, что на вопросы анкеты ответили практически исключительно приёмные мамы. Исследование отражает женский взгляд на явление.

Опрос проводился в октябре — ноябре 2021 года. Максимальная случайная ошибка выборки составляет ±5 процентных пунктов.

Портрет замещающих семей

Мы опрашивали семьи, в которых живёт хотя бы один приёмный ребёнок. В половине семей есть более одного приёмного ребёнка, в четверти — три и более. 70% семей не имеют родных несовершеннолетних детей.

Количество приёмных детей в семье% семей с таким числом детей
145%
227%
312%
45%
5 и более9%

В опрошенных семьях живут приёмные дети самых разных возрастов. В основном берут дошкольников. Причем почти половина семей принимали младенцев до года, подростков — только четверть.

Возраст приёмных детей
Сейчас (% семей с детьми каждого возраста)В момент принятия (% семей, принимавших детей каждого возраста)
до 1 года1%41%
1–3 года11%15%
4–6 лет24%43%
7–10 лет44%33%
11–14 лет46%23%
15–17 лет32%<1%

Опека — основная форма устройства. Только шестая часть семей имеют опыт усыновления. Даже среди семей, бравших малышей до трёх лет, доля усыновителей не превышает 25%.

Формы устройства приёмных детей% семей с детьми каждой из форм устройства
Опека родственная15%
Опека НЕродственная78%
Усыновление15%

Около трети семей — только с одним родителем.

Кто ещё живёт в семье, кроме детей% семей
Супруг или супруга (в т. ч. гражданский брак)68%
Бабушки, дедушки9%
Другие родственники14%
Больше никто23%

Четыре уровня проблем

Для наглядности мы выделили четыре условных сегмента семей и расположили их по нарастанию проблемности. Вот их краткие характеристики:
1. Благополучные (~25% семей)

Обычно это семьи с одним приёмным ребёнком. Берут одного маленького ребёнка, и часто это их единственный ребёнок. В этом сегменте высока доля родственной опеки (бабушка, тётя). Ребёнок без существенных особенностей. Сталкиваются примерно с теми же проблемами, что и обычные семьи с родными детьми. Родители справляются, довольны ребёнком и своей ролью, находятся на эмоциональном подъёме, полны любви к детям и ко всей семье. Несмотря на определенные страхи (как рассказать детям о настоящих родителях, как обеспечить детям благополучное будущее и т. д.), стараются с оптимизмом смотреть в будущее. Основные сложности — бюрократия, многоэтапный и длительный сбор документов.

«Я благодарна судьбе, что появилась возможность стать мамой. Верю в то, что моя дочь вырастет достойным человеком и будет счастлива».
«Мне нравится быть нужной, любить, заботиться и видеть результат этого».
«Нравится всё, ребенок единственный, долгожданный, очень любимый, он НАШ!»

Часть приёмных родителей в этом сегменте — бывшие воспитанники детского дома, которые испытывают потребность любить, хотят «спасти» ребёнка из системы.

«В 14 лет стала сиротой. Нас с сестрой воспитывала бабушка. Что такое интернат, знаю не понаслышке. Посоветовавшись с мужем, решили, что можем воспитывать и любить (ресурс ещё есть). Мы можем подарить семью, радость, счастье и уют тёплого дома. С радостью примем ещё деток. Все выросли, осталась одна доченька».
«Муж был под опекой. После свадьбы мечтали сначала родить, а потом усыновить приёмного ребёнка. Так случилось, что собственных детей не получается родить. Решили усыновить приёмного ребёнка. Шли к этому 7 лет».
2. С умеренными проблемами (~30% семей)

В таких семьях 1–2 приёмных ребёнка. Здесь выше доля семей, сталкивавшихся с хроническими заболеваниями (30%), задержкой развития (50%), нарушениями поведения (требует повышенного внимания, не умеет сосредоточиться, низкая самооценка, обманывает), трудностями с учёбой (приходится контролировать) приёмных детей. Родители справляются. По сравнению с предыдущим сегментом, сильнее озабочены будущим благополучием своих приёмных детей. Для родителей из этого сегмента характерна усталость — как физическая, так и эмоциональная. Они чаще испытывают проблемы с адаптацией ребёнка и с реакцией окружающих. Они стараются работать над собой, воспитывают в себе терпение, понимание и принятие и часто описывают это как преимущество приёмного родительства.
Родителей особенно волнуют проблемы, связанные со школой: плохая успеваемость, непонимание и неприятие со стороны учителей. Их расстраивает тот факт, что дети не смогут получить хорошее образование и нормальную профессию, а значит, у них не будет хорошего будущего.

Меня волнуют проблемы психологического характера, нехватка знаний и понимания, как справляться со своим гневом. Так необходимы советы и понимание ситуации, но именно психолога, который знает особенности таких детей и умеет правильно реагировать на их поступки.
Конечно, делаю ошибки, иногда накапливается усталость, бывало и отчаяние. Верю, что справимся!
Опыт очень хороший. Тем более с особенным ребёнком — при правильном подходе и адекватной оценке ситуации ты проходишь этот путь вместе с ним и заодно учишься общению с такими детьми. Думаю, в жизни это пригодится однозначно.
Слишком много ресурсов тратится на воспитание и обучение приёмных детей, при этом результат далеко не всегда будет радовать.
3. С серьёзными проблемами (~30% семей)

В таких семьях 1–2 приёмных ребёнка. Доля детей с хроническими заболеваниями ещё выше (45%). Половина семей сталкивались с психическими проблемами детей. Поведенческие расстройства, по сравнению с предыдущим сегментом, усиливаются, и добавляются новые проблемы (расстройства привязанности, несоблюдение норм, вспышки гнева, разрушительное поведение, аутоагрессия, плохая гигиена). Половина семей жалуется на недостоверность информации о прошлом ребёнка. По всей видимости, сегмент отличается от предыдущего тем, что им «не повезло» — достались более проблемные дети. Напряженность в семье выше, 16% респондентов отмечают отчужденность между ними и приёмными детьми. Родителям сложно справляться со всем комплексом проблем, и зачастую они испытывают большое недовольство собой: агрессия, несдержанность, разочарование в том, что они как родители не справились со своей ролью — не смогли правильно воспитать/выучить ребёнка и создать настоящую семью. Им не хватает поддержки, и у них есть ощущение выгорания.

Самое сложное — справиться с собой, своими реакциями на нежелательное поведение.
Ребёнок временами раскрывает во мне то, что мне не нравится.
Самая большая трудность для меня — это отсутствие грамотной поддержки специалистов в медицине и педагогике. Мои дети никому не нужны. Часто слышу от «специалистов» такое: «Зачем вам это надо?», «Не могли нормальных выбрать?», «Это не по нашей части». Не могу найти никакой бесплатной реабилитации для детей: массаж, ЛФК, логопед-дефектолог. И даже платно нет специалистов, готовых работать с моими сложными детьми.
Нет ощущения семьи. Я сейчас больше как воспитатель проявляюсь. Всё то тепло, принятие, которое я изначально давала ребёнку, она восприняла как слабость. Отсюда и соответствующее поведение было. Я честно хочу, чтобы она ушла из моей семьи. Есть желание отказаться, так как ресурсы практически на нуле.
4. С «профессиональными» проблемами (~15% семей)

Это скорее профессиональные приёмные семьи с 2–4 приёмными детьми. Здесь доля хронических заболеваний еще выше (60%), а с психическими проблемами детей сталкивалось 75% семей. Поведенческие отклонения более выражены. По сравнению с предыдущим сегментом добавляются: агрессия (55%), сексуализированное поведение (50%), подозрительность (40%), побеги из дома (15%). Эмоциональный фон в семье заметно хуже: неприятие родственниками (45%), отчужденность (40%), плохие отношения с родными детьми (20%). Родители либо не были осведомлены в полной мере о состоянии детей, либо они переоценили свои возможности и силы. Комплекс разнообразных проблем, с которыми сталкиваются родители из этого сегмента, приводит к сильной физической и эмоциональной усталости. Они часто испытывают бессилие и отчаяние. Вместо поддержки они регулярно сталкиваются с осуждением и давлением со стороны общества (родственников, учителей, опеки). Они не наблюдают прогресса, а иногда даже сталкиваются с регрессом в развитии детей. Они не ощущают никакого оптимизма, живут в постоянном напряжении и часто просто терпят свою жизнь. Половина респондентов задумывалась, не было ли ошибкой решение взять ребёнка в семью. Четверть не отрицает вероятность отказа от приёмного ребёнка. Обилие проблем, с которыми сталкиваются такие семьи, обусловлено как большим количеством принятых детей, так и либо переоценкой своих сил, либо готовностью таких семей по какой-то причине брать более проблемных детей.

Я устаю от них, они меня раздражают и злятся. Боюсь, что верну их обратно.
Я часто не вижу понимания и поддержки со стороны школы и учителей. Лишних проблем и сложностей для себя не хотят. Не готовы работать с приёмными детьми.
Процесс воспитания и учёбы похож на ношение воды в сите. Частые откаты, невозможно иногда понять их причину, уходит много сил, времени, а результат виден (если виден) через годы. Часто опускаются руки.
Наивность и неопытность нас как родителей. Завышенные ожидания. Непонимание проблем травмированных детей и неумение помочь. Прессинг со стороны опеки и полиции при любых поведенческих расстройствах у детей. Отвержение детей-сирот со стороны общества и школы. Отсутствует качественное сопровождение. Презумпция вины приёмного родителя. Материальные проблемы при любых форс-мажорных ситуациях. Отсутствует возможность передышки.
Уровни проблемности
1. Благополучный (~25% семей не сталкиваются с существенными проблемами)
2. Умеренный (~30% семей)3. Серьёзный (~30% семей)4. Профессиональный (~15% семей)
Задержка развитияТе же, что и для «умеренного» сегмента, плюс новые:Те же, что и для «серьёзного» сегмента, плюс новые:
Хронические заболеванияРасстройство привязанностиАгрессия
Требует повышенного вниманияНесоблюдение норм поведенияСексуализированное поведение
Не умеет сосредоточитьсяВспышки гневаПодозрительность
Низкая самооценкаРазрушительное поведениеПобеги из дома
ОбманываетАутоагрессия
Трудности с учёбойПлохая гигиена

Описываемые сегменты условны. Это некоторые «идеальные» описания типов семей в зависимости от тех проблем, с которыми они сталкиваются. Из этого не следует, что все «профессиональные» приёмные семьи несчастливы, а взявшие единственного малыша семьи — поголовно благополучные. Чем старше ребёнок и чем больше приёмных детей в семье, тем в среднем выше вероятность неблагополучного развития ситуации. Но влияют и менее предсказуемые факторы: насколько «проблемный» попадётся ребёнок, насколько приёмные родители на самом деле окажутся способны решать возникающие проблемы.

Далее рассмотрим отдельные категории трудностей более подробно.

Здоровье

Мы спросили приёмных родителей, с какими трудностями, связанными со здоровьем приёмных детей, им приходилось сталкиваться. Хотя бы с одной из перечисленных проблем сталкивалось 83% семей. Самая частая проблема — задержка развития, с этим сталкивалась каждая вторая семья. Но и остальные проблемы встречаются намного чаще, чем в обычных семьях. Мы дополнительно опросили 200 «обычных» семей с родными детьми. Здесь и далее приводим их для сравнения в колонке «Обычные семьи».

Здоровье. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Задержка развития **48%7%
Нарушения пищевого поведения40%34%
Хронические заболевания35%10%
Психические проблемы ***34%13%
Психосоматические реакции30%8%
Слабое здоровье, часто болеет **28%34%

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.

Сильная инаковость детей. Задержка развития и нарушения поведения, которые воспринимаются специалистами как психиатрические нарушения. Абсолютная неинформированность медиков и психологов об особенностях приёмных детей.

Особенности поведения

Подавляющее большинство семей сталкивались хотя бы с одной трудностью, связанной с особенностями поведения ребёнка. Наиболее проблемные для семей: низкая самооценка, обманы, агрессивное, аутоагрессивное и сексуализированное поведение.

Поведение. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Не может сосредоточиться53%нд
Обманывает ***52%29%
Требует повышенного внимания *48%34%
Манипулирует взрослыми40%нд
Вспышки гнева *35%27%
Разрушительное поведение **35%15%
Слишком дружелюбен к незнакомым35%15%
Низкая самооценка, «я плохой» **30%16%
Плохая гигиена29%15%
Нарушает нормы приличия28%13%
Раздражителен27%нд
Пачкается, неопрятно выглядит24%28%
Грубит22%нд
Причиняет себе повреждения *19%5%
Сексуализированное поведение **17%5%
Замкнут, постоянно в себе14%нд
Агрессивен к другим людям **12%7%
Подозрителен, недоверчив10%нд
Сбегает из дома *4%нд

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.

Неадекватное поведение детей. Особенно в первые месяцы. Очень нужны тематические психологи для сопровождения в период адаптации.
Приходилось отчитываться перед садиком, школой, опекой, поликлиникой за асоциальное поведение ребёнка. Окружающие списывали все проблемы ребёнка на мое воспитание или на то, что я недостаточно сильно ребёнка люблю. Это сильно давило на нервы.
Главная сложность была с адаптацией, один из самых сложных периодов в моей жизни.

Учёба

Хотя бы с одной трудностью, связанной с обучением, сталкивалось 83% приёмных семей. По сравнению с «обычными» детьми, приёмным учиться существенно труднее. У них низкая база, страдает мотивация, ниже возможности самоконтроля. Почти треть семей жалуется на ссоры в семье из-за учёбы. Каждая пятая семья сталкивалась с тем, что учитель (воспитатель) не хочет или не может учитывать особенности приёмного ребёнка.

Учёба. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Нужно контролировать, заставлять ***55%35%
Не может сосредоточиться на задании45%28%
Плохо запоминает новое38%13%
Не хочет учиться **35%24%
Делает медленно, не успевает35%20%
Плохая база35%нд
Плохо понимает новый материал32%нд
Ссоры в семье из-за учёбы **29%15%
Учитель не умеет работать с таким ребёнком **22%9%
Не делает домашнюю работу22%17%
Плохие отношения другими детьми19%4%
Мешает учиться другим детям19%7%
Ребёнка часто ругают17%7%
Учитель не хочет учить ребенка *9%нд
Другие родители против ребёнка в их классе7%3%
Прогуливает школу **4%4%

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.

Несовпадение индивидуальных способностей ребёнка в обучении с возрастом и моими ожиданиями. Учится тяжело.
Не мог сосредоточиться, мозг быстро уставал. Поэтому на уроках не успевал. Когда пошёл в школу для учительницы, стал лишним учеником. Сразу не заладилось с одноклассниками.
Проблемы с усвоением школьной программы, непонимание и неграмотность учителей школы.
Много неприятных слов приходится выслушивать от учителей и воспитателей. Как правило, каждый день жалобы.
Школа работает как обвинитель, помощи от них нет. Только вечная борьба за успеваемость. Редкий учитель знает о сложностях в приёмных семьях.

Семья

На трудности с отношениями внутри семьи жалуются существенно реже. Однако, если такие трудности возникают, они представляют существенную проблему.

Существенная доля семей отмечает недостаточность или недостоверность информации о прошлом ребёнка, которую они получили в процессе принятия ребёнка в семью. Причем этот показатель тем выше, чем выше уровень проблем, с которыми сталкивается семья (половина семей с существенными проблемами).

Семья. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Неверная информация о прошлом ребёнка ***32%нд
Отсутствие контакта с ребёнком ***14%18%
Родственники не принимают ребёнка13%8%
Не ощущают ребёнка своим ***10%нд
Отношения с кровной семьёй **9%нд
Отношения с родными детьми **8%нд
Отношения между ребёнком и супругом ***5%11%
Органы опеки слишком вмешиваются ***3%нд

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.

Негативное отношение родственников и окружения, особенно соседей. СМИ мусолят тему финансов. Якобы все приёмные родители ради денег берут детей, а потом над ними издеваются.

Напряжение

Чем больше проблем у приёмных детей, тем большую тревогу испытывают родители.

Насколько вы согласны со следующими высказываниями? % «скорее согласен» + «полностью согласен»Благополучные семьиУмеренные проблемыСерьёзные проблемыПрофессиональные проблемы
Окружающие часто не понимают моего решения взять ребёнка19%32%47%57%
Быть приёмным родителем оказалось труднее, чем я думал16%25%35%51%
Часто испытываю неловкость из-за поведения ребёнка7%9%18%35%
Иногда мне кажется, что я не справляюсь с ролью родителя6%10%16%29%
Мне приходили мысли, что решение взять ребёнка было ошибкой7%6%16%29%
Не могу до конца принять приёмного ребёнка5%4%7%18%
Может так получиться, что мне придётся вернуть ребёнка3%4%5%16%
Больше всего не нравится отношение окружающих. Особенно в садике и других учреждениях. Вместо желания помочь и сделать свою работу — раздражение и нежелание напрягаться. Считают, что я нажила себе проблемы с этим ребёнком и сама должна с ними справляться. Вместо способностей ищут в ребенке недостатки и упущения и оправдывают этим своё бездействие.
Тревогу вызывает мысль о том, что психическое состояние ребёнка и его эмоциональное развитие не позволит ему жить успешной и полноценной жизнью самостоятельно.
Не совсем уверена в правильности своих действий. Психологи советуют совершенно разное.
Эмоциональное состояние в целом равномерно тоскливое. Стараюсь сосредоточиться на ежедневных бытовых делах, выполнять минимально необходимые обязанности, просто доживать день за днём.

Оптимизм

Несмотря на все проблемы, большая часть респондентов уверена, что детям хорошо в их семье. Точно лучше, чем могло бы быть в детском доме.

Насколько вы согласны со следующими высказываниями? % «скорее согласен» + «полностью согласен»Благополучные семьиУмеренные проблемыСерьёзные проблемыПрофессиональные проблемы
Приёмному ребёнку хорошо в моей семье96%95%92%78%
Мне нравится быть приёмным родителем93%85%84%78%
Я уверен в благополучном будущем моих приёмных детей94%75%66%43%
Я чувствую, что делаю что-то действительно важное81%70%73%67%
Я могу получить необходимую помощь, если потребуется80%68%67%57%
Этот опыт и конкретно этот ребёнок заставляют меня меняться. Мне трудно, но есть внутреннее ощущение, что это сложный, но нужный путь, который мне необходимо пройти. Сначала было удовлетворение оттого, что я его кормлю и он вдруг растёт. Оно смешивалось с раздражением оттого, что я ему слишком нужна, он забрал мою свободу и жизнь. Но потом это стало частью жизни, и уже значительно реже возникает это раздражение. Мне нравится показывать ему новое, видеть его радость и удивление, разговаривать с ним. Мне нравится, что в моей власти вложить ему в голову мысль, что вторая мама — это нормально. Жизнь может жестоко забрать у тебя первую маму, но потом дать любящую семью, а значит, жизни можно доверять. Опыт приёмного родительства, да и родительства в целом, оказался для меня очень многогранным.
Исследование подготовили:

Артём Тинчурин
основатель исследовательской компании Tiburon Research

Татьяна Берлина
Независимый исследователь

Ирина Шадрина
директор по качественным исследованиям Tiburon Research