Трудности замещающих семей — КБФ «Катрен»
валюта пожертвования
Сумма пожертвования
Способ оплаты
Банковская карта (₽)
ЮMoney (₽)
Умный платёж (₽)
Личные данные
Укажите ваше имя

Публичная оферта о заключении договора пожертвования

Корпоративный благотворительный фонд «Катрен» (Директор: Ива Аврорина),
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:

1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Корпоративный благотворительный фонд «Катрен»».

1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.

2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.

3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.

4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.

5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования

Корпоративный благотворительный фонд «Катрен»

ОГРН: 1035403648114
ИНН/КПП: 5408190766/540819076
Адрес места нахождения: 630559, Новосибирская область, рабочий поселок Кольцово, проспект Сандахчиева, д.11., к.502.

Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810701500000012
Банк: Банк «Левобережный» (ПАО)
БИК банка: 045004850
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810100000000850

Директор
Ива Аврорина

Соглашаюсь с офертой

Согласие на обработку персональных данных

Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://blagokatren.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://blagokatren.ru/politika-konfidenczialnosti/.

Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «Корпоративный благотворительный фонд «Катрен»», которой принадлежит сайт https://blagokatren.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.

Персональные данные пользователя не являются общедоступными.

1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://blagokatren.ru.

2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «Корпоративный благотворительный фонд «Катрен»»;
• Политика обработки персональных данных.

3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.

6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «Корпоративный благотворительный фонд «Катрен»». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.

7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://blagokatren.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.

8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – blago@katren.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «Корпоративный благотворительный фонд «Катрен»» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://blagokatren.ru.

9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.

10. Место нахождения организации «Корпоративный благотворительный фонд «Катрен»» в соответствии с учредительными документами: 630559, Новосибирская область, рабочий поселок Кольцово, проспект Сандахчиева, д.11., к.502..

Соглашаюсь на обработку моих персональных данных
Перенаправление на безопасную страницу платежа...

Трудности замещающих семей

По статистике около 5,000 приемных детей возвращаются в детские дома ежегодно. Из них более половины — по инициативе приемных родителей. Семьи не справляются с возникающими трудностями и сдаются. Задача этого исследования — описать трудности, с которыми сталкиваются замещающие семьи в связи с приёмом в семью неродного ребёнка.

Методика

Мы опросили 400 приёмных семей. Ссылка на опрос распространялась через тематические группы в социальных сетях, профильные НКО и органы опеки.

Особенности сбора данных не позволяют утверждать, что исследование абсолютно точно описывает все замещающие семьи в России. Скорее всего, в исследовании приняли участие более благополучные семьи (состоят в тематических группах, активно пользуются интернетом, есть время и желание отвечать на вопросы анкеты).

С другой стороны, охват исследования (400 человек в возрасте от 25 до 72 лет, широкая география, дети разных возрастов, разнообразные формы семейного устройства) позволяет утверждать, что полученные данные описывают явление как минимум в первом приближении и дают представление об относительной важности тех или иных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие семьи. При этом наши оценки трудностей можно считать оптимистичными, а реальная ситуация, скорее всего, хуже.

Отдельно стоит отметить, что на вопросы анкеты ответили практически исключительно приёмные мамы. Исследование отражает женский взгляд на явление.

Опрос проводился в октябре — ноябре 2021 года. Максимальная случайная ошибка выборки составляет ±5 процентных пунктов.

Портрет замещающих семей

Мы опрашивали семьи, в которых живёт хотя бы один приёмный ребёнок. В половине семей есть более одного приёмного ребёнка, в четверти — три и более. 70% семей не имеют родных несовершеннолетних детей.

Количество приёмных детей в семье% семей с таким числом детей
145%
227%
312%
45%
5 и более9%

В опрошенных семьях живут приёмные дети самых разных возрастов. В основном берут дошкольников. Причем почти половина семей принимали младенцев до года, подростков — только четверть.

Возраст приёмных детей
Сейчас (% семей с детьми каждого возраста)В момент принятия (% семей, принимавших детей каждого возраста)
до 1 года1%41%
1–3 года11%15%
4–6 лет24%43%
7–10 лет44%33%
11–14 лет46%23%
15–17 лет32%<1%

Опека — основная форма устройства. Только шестая часть семей имеют опыт усыновления. Даже среди семей, бравших малышей до трёх лет, доля усыновителей не превышает 25%.

Формы устройства приёмных детей% семей с детьми каждой из форм устройства
Опека родственная15%
Опека НЕродственная78%
Усыновление15%

Около трети семей — только с одним родителем.

Кто ещё живёт в семье, кроме детей% семей
Супруг или супруга (в т. ч. гражданский брак)68%
Бабушки, дедушки9%
Другие родственники14%
Больше никто23%

Четыре уровня проблем

Для наглядности мы выделили четыре условных сегмента семей и расположили их по нарастанию проблемности. Вот их краткие характеристики:
1. Благополучные (~25% семей)

Обычно это семьи с одним приёмным ребёнком. Берут одного маленького ребёнка, и часто это их единственный ребёнок. В этом сегменте высока доля родственной опеки (бабушка, тётя). Ребёнок без существенных особенностей. Сталкиваются примерно с теми же проблемами, что и обычные семьи с родными детьми. Родители справляются, довольны ребёнком и своей ролью, находятся на эмоциональном подъёме, полны любви к детям и ко всей семье. Несмотря на определенные страхи (как рассказать детям о настоящих родителях, как обеспечить детям благополучное будущее и т. д.), стараются с оптимизмом смотреть в будущее. Основные сложности — бюрократия, многоэтапный и длительный сбор документов.

«Я благодарна судьбе, что появилась возможность стать мамой. Верю в то, что моя дочь вырастет достойным человеком и будет счастлива».
«Мне нравится быть нужной, любить, заботиться и видеть результат этого».
«Нравится всё, ребенок единственный, долгожданный, очень любимый, он НАШ!»

Часть приёмных родителей в этом сегменте — бывшие воспитанники детского дома, которые испытывают потребность любить, хотят «спасти» ребёнка из системы.

«В 14 лет стала сиротой. Нас с сестрой воспитывала бабушка. Что такое интернат, знаю не понаслышке. Посоветовавшись с мужем, решили, что можем воспитывать и любить (ресурс ещё есть). Мы можем подарить семью, радость, счастье и уют тёплого дома. С радостью примем ещё деток. Все выросли, осталась одна доченька».
«Муж был под опекой. После свадьбы мечтали сначала родить, а потом усыновить приёмного ребёнка. Так случилось, что собственных детей не получается родить. Решили усыновить приёмного ребёнка. Шли к этому 7 лет».
2. С умеренными проблемами (~30% семей)

В таких семьях 1–2 приёмных ребёнка. Здесь выше доля семей, сталкивавшихся с хроническими заболеваниями (30%), задержкой развития (50%), нарушениями поведения (требует повышенного внимания, не умеет сосредоточиться, низкая самооценка, обманывает), трудностями с учёбой (приходится контролировать) приёмных детей. Родители справляются. По сравнению с предыдущим сегментом, сильнее озабочены будущим благополучием своих приёмных детей. Для родителей из этого сегмента характерна усталость — как физическая, так и эмоциональная. Они чаще испытывают проблемы с адаптацией ребёнка и с реакцией окружающих. Они стараются работать над собой, воспитывают в себе терпение, понимание и принятие и часто описывают это как преимущество приёмного родительства.
Родителей особенно волнуют проблемы, связанные со школой: плохая успеваемость, непонимание и неприятие со стороны учителей. Их расстраивает тот факт, что дети не смогут получить хорошее образование и нормальную профессию, а значит, у них не будет хорошего будущего.

Меня волнуют проблемы психологического характера, нехватка знаний и понимания, как справляться со своим гневом. Так необходимы советы и понимание ситуации, но именно психолога, который знает особенности таких детей и умеет правильно реагировать на их поступки.
Конечно, делаю ошибки, иногда накапливается усталость, бывало и отчаяние. Верю, что справимся!
Опыт очень хороший. Тем более с особенным ребёнком — при правильном подходе и адекватной оценке ситуации ты проходишь этот путь вместе с ним и заодно учишься общению с такими детьми. Думаю, в жизни это пригодится однозначно.
Слишком много ресурсов тратится на воспитание и обучение приёмных детей, при этом результат далеко не всегда будет радовать.
3. С серьёзными проблемами (~30% семей)

В таких семьях 1–2 приёмных ребёнка. Доля детей с хроническими заболеваниями ещё выше (45%). Половина семей сталкивались с психическими проблемами детей. Поведенческие расстройства, по сравнению с предыдущим сегментом, усиливаются, и добавляются новые проблемы (расстройства привязанности, несоблюдение норм, вспышки гнева, разрушительное поведение, аутоагрессия, плохая гигиена). Половина семей жалуется на недостоверность информации о прошлом ребёнка. По всей видимости, сегмент отличается от предыдущего тем, что им «не повезло» — достались более проблемные дети. Напряженность в семье выше, 16% респондентов отмечают отчужденность между ними и приёмными детьми. Родителям сложно справляться со всем комплексом проблем, и зачастую они испытывают большое недовольство собой: агрессия, несдержанность, разочарование в том, что они как родители не справились со своей ролью — не смогли правильно воспитать/выучить ребёнка и создать настоящую семью. Им не хватает поддержки, и у них есть ощущение выгорания.

Самое сложное — справиться с собой, своими реакциями на нежелательное поведение.
Ребёнок временами раскрывает во мне то, что мне не нравится.
Самая большая трудность для меня — это отсутствие грамотной поддержки специалистов в медицине и педагогике. Мои дети никому не нужны. Часто слышу от «специалистов» такое: «Зачем вам это надо?», «Не могли нормальных выбрать?», «Это не по нашей части». Не могу найти никакой бесплатной реабилитации для детей: массаж, ЛФК, логопед-дефектолог. И даже платно нет специалистов, готовых работать с моими сложными детьми.
Нет ощущения семьи. Я сейчас больше как воспитатель проявляюсь. Всё то тепло, принятие, которое я изначально давала ребёнку, она восприняла как слабость. Отсюда и соответствующее поведение было. Я честно хочу, чтобы она ушла из моей семьи. Есть желание отказаться, так как ресурсы практически на нуле.
4. С «профессиональными» проблемами (~15% семей)

Это скорее профессиональные приёмные семьи с 2–4 приёмными детьми. Здесь доля хронических заболеваний еще выше (60%), а с психическими проблемами детей сталкивалось 75% семей. Поведенческие отклонения более выражены. По сравнению с предыдущим сегментом добавляются: агрессия (55%), сексуализированное поведение (50%), подозрительность (40%), побеги из дома (15%). Эмоциональный фон в семье заметно хуже: неприятие родственниками (45%), отчужденность (40%), плохие отношения с родными детьми (20%). Родители либо не были осведомлены в полной мере о состоянии детей, либо они переоценили свои возможности и силы. Комплекс разнообразных проблем, с которыми сталкиваются родители из этого сегмента, приводит к сильной физической и эмоциональной усталости. Они часто испытывают бессилие и отчаяние. Вместо поддержки они регулярно сталкиваются с осуждением и давлением со стороны общества (родственников, учителей, опеки). Они не наблюдают прогресса, а иногда даже сталкиваются с регрессом в развитии детей. Они не ощущают никакого оптимизма, живут в постоянном напряжении и часто просто терпят свою жизнь. Половина респондентов задумывалась, не было ли ошибкой решение взять ребёнка в семью. Четверть не отрицает вероятность отказа от приёмного ребёнка. Обилие проблем, с которыми сталкиваются такие семьи, обусловлено как большим количеством принятых детей, так и либо переоценкой своих сил, либо готовностью таких семей по какой-то причине брать более проблемных детей.

Я устаю от них, они меня раздражают и злятся. Боюсь, что верну их обратно.
Я часто не вижу понимания и поддержки со стороны школы и учителей. Лишних проблем и сложностей для себя не хотят. Не готовы работать с приёмными детьми.
Процесс воспитания и учёбы похож на ношение воды в сите. Частые откаты, невозможно иногда понять их причину, уходит много сил, времени, а результат виден (если виден) через годы. Часто опускаются руки.
Наивность и неопытность нас как родителей. Завышенные ожидания. Непонимание проблем травмированных детей и неумение помочь. Прессинг со стороны опеки и полиции при любых поведенческих расстройствах у детей. Отвержение детей-сирот со стороны общества и школы. Отсутствует качественное сопровождение. Презумпция вины приёмного родителя. Материальные проблемы при любых форс-мажорных ситуациях. Отсутствует возможность передышки.
Уровни проблемности
1. Благополучный (~25% семей не сталкиваются с существенными проблемами)
2. Умеренный (~30% семей)3. Серьёзный (~30% семей)4. Профессиональный (~15% семей)
Задержка развитияТе же, что и для «умеренного» сегмента, плюс новые:Те же, что и для «серьёзного» сегмента, плюс новые:
Хронические заболеванияРасстройство привязанностиАгрессия
Требует повышенного вниманияНесоблюдение норм поведенияСексуализированное поведение
Не умеет сосредоточитьсяВспышки гневаПодозрительность
Низкая самооценкаРазрушительное поведениеПобеги из дома
ОбманываетАутоагрессия
Трудности с учёбойПлохая гигиена

Описываемые сегменты условны. Это некоторые «идеальные» описания типов семей в зависимости от тех проблем, с которыми они сталкиваются. Из этого не следует, что все «профессиональные» приёмные семьи несчастливы, а взявшие единственного малыша семьи — поголовно благополучные. Чем старше ребёнок и чем больше приёмных детей в семье, тем в среднем выше вероятность неблагополучного развития ситуации. Но влияют и менее предсказуемые факторы: насколько «проблемный» попадётся ребёнок, насколько приёмные родители на самом деле окажутся способны решать возникающие проблемы.

Далее рассмотрим отдельные категории трудностей более подробно.

Здоровье

Мы спросили приёмных родителей, с какими трудностями, связанными со здоровьем приёмных детей, им приходилось сталкиваться. Хотя бы с одной из перечисленных проблем сталкивалось 83% семей. Самая частая проблема — задержка развития, с этим сталкивалась каждая вторая семья. Но и остальные проблемы встречаются намного чаще, чем в обычных семьях. Мы дополнительно опросили 200 «обычных» семей с родными детьми. Здесь и далее приводим их для сравнения в колонке «Обычные семьи».

Здоровье. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Задержка развития **48%7%
Нарушения пищевого поведения40%34%
Хронические заболевания35%10%
Психические проблемы ***34%13%
Психосоматические реакции30%8%
Слабое здоровье, часто болеет **28%34%

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.

Сильная инаковость детей. Задержка развития и нарушения поведения, которые воспринимаются специалистами как психиатрические нарушения. Абсолютная неинформированность медиков и психологов об особенностях приёмных детей.

Особенности поведения

Подавляющее большинство семей сталкивались хотя бы с одной трудностью, связанной с особенностями поведения ребёнка. Наиболее проблемные для семей: низкая самооценка, обманы, агрессивное, аутоагрессивное и сексуализированное поведение.

Поведение. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Не может сосредоточиться53%нд
Обманывает ***52%29%
Требует повышенного внимания *48%34%
Манипулирует взрослыми40%нд
Вспышки гнева *35%27%
Разрушительное поведение **35%15%
Слишком дружелюбен к незнакомым35%15%
Низкая самооценка, «я плохой» **30%16%
Плохая гигиена29%15%
Нарушает нормы приличия28%13%
Раздражителен27%нд
Пачкается, неопрятно выглядит24%28%
Грубит22%нд
Причиняет себе повреждения *19%5%
Сексуализированное поведение **17%5%
Замкнут, постоянно в себе14%нд
Агрессивен к другим людям **12%7%
Подозрителен, недоверчив10%нд
Сбегает из дома *4%нд

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.

Неадекватное поведение детей. Особенно в первые месяцы. Очень нужны тематические психологи для сопровождения в период адаптации.
Приходилось отчитываться перед садиком, школой, опекой, поликлиникой за асоциальное поведение ребёнка. Окружающие списывали все проблемы ребёнка на мое воспитание или на то, что я недостаточно сильно ребёнка люблю. Это сильно давило на нервы.
Главная сложность была с адаптацией, один из самых сложных периодов в моей жизни.

Учёба

Хотя бы с одной трудностью, связанной с обучением, сталкивалось 83% приёмных семей. По сравнению с «обычными» детьми, приёмным учиться существенно труднее. У них низкая база, страдает мотивация, ниже возможности самоконтроля. Почти треть семей жалуется на ссоры в семье из-за учёбы. Каждая пятая семья сталкивалась с тем, что учитель (воспитатель) не хочет или не может учитывать особенности приёмного ребёнка.

Учёба. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Нужно контролировать, заставлять ***55%35%
Не может сосредоточиться на задании45%28%
Плохо запоминает новое38%13%
Не хочет учиться **35%24%
Делает медленно, не успевает35%20%
Плохая база35%нд
Плохо понимает новый материал32%нд
Ссоры в семье из-за учёбы **29%15%
Учитель не умеет работать с таким ребёнком **22%9%
Не делает домашнюю работу22%17%
Плохие отношения другими детьми19%4%
Мешает учиться другим детям19%7%
Ребёнка часто ругают17%7%
Учитель не хочет учить ребенка *9%нд
Другие родители против ребёнка в их классе7%3%
Прогуливает школу **4%4%

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.

Несовпадение индивидуальных способностей ребёнка в обучении с возрастом и моими ожиданиями. Учится тяжело.
Не мог сосредоточиться, мозг быстро уставал. Поэтому на уроках не успевал. Когда пошёл в школу для учительницы, стал лишним учеником. Сразу не заладилось с одноклассниками.
Проблемы с усвоением школьной программы, непонимание и неграмотность учителей школы.
Много неприятных слов приходится выслушивать от учителей и воспитателей. Как правило, каждый день жалобы.
Школа работает как обвинитель, помощи от них нет. Только вечная борьба за успеваемость. Редкий учитель знает о сложностях в приёмных семьях.

Семья

На трудности с отношениями внутри семьи жалуются существенно реже. Однако, если такие трудности возникают, они представляют существенную проблему.

Существенная доля семей отмечает недостаточность или недостоверность информации о прошлом ребёнка, которую они получили в процессе принятия ребёнка в семью. Причем этот показатель тем выше, чем выше уровень проблем, с которыми сталкивается семья (половина семей с существенными проблемами).

Семья. С какими трудностями сталкивались% приёмных семей% обычных семей
Неверная информация о прошлом ребёнка ***32%нд
Отсутствие контакта с ребёнком ***14%18%
Родственники не принимают ребёнка13%8%
Не ощущают ребёнка своим ***10%нд
Отношения с кровной семьёй **9%нд
Отношения с родными детьми **8%нд
Отношения между ребёнком и супругом ***5%11%
Органы опеки слишком вмешиваются ***3%нд

* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.

Негативное отношение родственников и окружения, особенно соседей. СМИ мусолят тему финансов. Якобы все приёмные родители ради денег берут детей, а потом над ними издеваются.

Напряжение

Чем больше проблем у приёмных детей, тем большую тревогу испытывают родители.

Насколько вы согласны со следующими высказываниями? % «скорее согласен» + «полностью согласен»Благополучные семьиУмеренные проблемыСерьёзные проблемыПрофессиональные проблемы
Окружающие часто не понимают моего решения взять ребёнка19%32%47%57%
Быть приёмным родителем оказалось труднее, чем я думал16%25%35%51%
Часто испытываю неловкость из-за поведения ребёнка7%9%18%35%
Иногда мне кажется, что я не справляюсь с ролью родителя6%10%16%29%
Мне приходили мысли, что решение взять ребёнка было ошибкой7%6%16%29%
Не могу до конца принять приёмного ребёнка5%4%7%18%
Может так получиться, что мне придётся вернуть ребёнка3%4%5%16%
Больше всего не нравится отношение окружающих. Особенно в садике и других учреждениях. Вместо желания помочь и сделать свою работу — раздражение и нежелание напрягаться. Считают, что я нажила себе проблемы с этим ребёнком и сама должна с ними справляться. Вместо способностей ищут в ребенке недостатки и упущения и оправдывают этим своё бездействие.
Тревогу вызывает мысль о том, что психическое состояние ребёнка и его эмоциональное развитие не позволит ему жить успешной и полноценной жизнью самостоятельно.
Не совсем уверена в правильности своих действий. Психологи советуют совершенно разное.
Эмоциональное состояние в целом равномерно тоскливое. Стараюсь сосредоточиться на ежедневных бытовых делах, выполнять минимально необходимые обязанности, просто доживать день за днём.

Оптимизм

Несмотря на все проблемы, большая часть респондентов уверена, что детям хорошо в их семье. Точно лучше, чем могло бы быть в детском доме.

Насколько вы согласны со следующими высказываниями? % «скорее согласен» + «полностью согласен»Благополучные семьиУмеренные проблемыСерьёзные проблемыПрофессиональные проблемы
Приёмному ребёнку хорошо в моей семье96%95%92%78%
Мне нравится быть приёмным родителем93%85%84%78%
Я уверен в благополучном будущем моих приёмных детей94%75%66%43%
Я чувствую, что делаю что-то действительно важное81%70%73%67%
Я могу получить необходимую помощь, если потребуется80%68%67%57%
Этот опыт и конкретно этот ребёнок заставляют меня меняться. Мне трудно, но есть внутреннее ощущение, что это сложный, но нужный путь, который мне необходимо пройти. Сначала было удовлетворение оттого, что я его кормлю и он вдруг растёт. Оно смешивалось с раздражением оттого, что я ему слишком нужна, он забрал мою свободу и жизнь. Но потом это стало частью жизни, и уже значительно реже возникает это раздражение. Мне нравится показывать ему новое, видеть его радость и удивление, разговаривать с ним. Мне нравится, что в моей власти вложить ему в голову мысль, что вторая мама — это нормально. Жизнь может жестоко забрать у тебя первую маму, но потом дать любящую семью, а значит, жизни можно доверять. Опыт приёмного родительства, да и родительства в целом, оказался для меня очень многогранным.
Исследование подготовили:

Артём Тинчурин
основатель исследовательской компании Tiburon Research

Татьяна Берлина
Независимый исследователь

Ирина Шадрина
директор по качественным исследованиям Tiburon Research