Мы опросили 400 приёмных семей. Ссылка на опрос распространялась через тематические группы в социальных сетях, профильные НКО и органы опеки.
Особенности сбора данных не позволяют утверждать, что исследование абсолютно точно описывает все замещающие семьи в России. Скорее всего, в исследовании приняли участие более благополучные семьи (состоят в тематических группах, активно пользуются интернетом, есть время и желание отвечать на вопросы анкеты).
С другой стороны, охват исследования (400 человек в возрасте от 25 до 72 лет, широкая география, дети разных возрастов, разнообразные формы семейного устройства) позволяет утверждать, что полученные данные описывают явление как минимум в первом приближении и дают представление об относительной важности тех или иных трудностей, с которыми сталкиваются замещающие семьи. При этом наши оценки трудностей можно считать оптимистичными, а реальная ситуация, скорее всего, хуже.
Отдельно стоит отметить, что на вопросы анкеты ответили практически исключительно приёмные мамы. Исследование отражает женский взгляд на явление.
Опрос проводился в октябре — ноябре 2021 года. Максимальная случайная ошибка выборки составляет ±5 процентных пунктов.
Мы опрашивали семьи, в которых живёт хотя бы один приёмный ребёнок. В половине семей есть более одного приёмного ребёнка, в четверти — три и более. 70% семей не имеют родных несовершеннолетних детей.
Количество приёмных детей в семье | % семей с таким числом детей |
---|---|
1 | 45% |
2 | 27% |
3 | 12% |
4 | 5% |
5 и более | 9% |
В опрошенных семьях живут приёмные дети самых разных возрастов. В основном берут дошкольников. Причем почти половина семей принимали младенцев до года, подростков — только четверть.
Сейчас (% семей с детьми каждого возраста) | В момент принятия (% семей, принимавших детей каждого возраста) | |
---|---|---|
до 1 года | 1% | 41% |
1–3 года | 11% | 15% |
4–6 лет | 24% | 43% |
7–10 лет | 44% | 33% |
11–14 лет | 46% | 23% |
15–17 лет | 32% | <1% |
Опека — основная форма устройства. Только шестая часть семей имеют опыт усыновления. Даже среди семей, бравших малышей до трёх лет, доля усыновителей не превышает 25%.
Формы устройства приёмных детей | % семей с детьми каждой из форм устройства |
---|---|
Опека родственная | 15% |
Опека НЕродственная | 78% |
Усыновление | 15% |
Около трети семей — только с одним родителем.
Кто ещё живёт в семье, кроме детей | % семей |
---|---|
Супруг или супруга (в т. ч. гражданский брак) | 68% |
Бабушки, дедушки | 9% |
Другие родственники | 14% |
Больше никто | 23% |
Обычно это семьи с одним приёмным ребёнком. Берут одного маленького ребёнка, и часто это их единственный ребёнок. В этом сегменте высока доля родственной опеки (бабушка, тётя). Ребёнок без существенных особенностей. Сталкиваются примерно с теми же проблемами, что и обычные семьи с родными детьми. Родители справляются, довольны ребёнком и своей ролью, находятся на эмоциональном подъёме, полны любви к детям и ко всей семье. Несмотря на определенные страхи (как рассказать детям о настоящих родителях, как обеспечить детям благополучное будущее и т. д.), стараются с оптимизмом смотреть в будущее. Основные сложности — бюрократия, многоэтапный и длительный сбор документов.
Часть приёмных родителей в этом сегменте — бывшие воспитанники детского дома, которые испытывают потребность любить, хотят «спасти» ребёнка из системы.
В таких семьях 1–2 приёмных ребёнка. Здесь выше доля семей, сталкивавшихся с хроническими заболеваниями (30%), задержкой развития (50%), нарушениями поведения (требует повышенного внимания, не умеет сосредоточиться, низкая самооценка, обманывает), трудностями с учёбой (приходится контролировать) приёмных детей. Родители справляются. По сравнению с предыдущим сегментом, сильнее озабочены будущим благополучием своих приёмных детей. Для родителей из этого сегмента характерна усталость — как физическая, так и эмоциональная. Они чаще испытывают проблемы с адаптацией ребёнка и с реакцией окружающих. Они стараются работать над собой, воспитывают в себе терпение, понимание и принятие и часто описывают это как преимущество приёмного родительства.
Родителей особенно волнуют проблемы, связанные со школой: плохая успеваемость, непонимание и неприятие со стороны учителей. Их расстраивает тот факт, что дети не смогут получить хорошее образование и нормальную профессию, а значит, у них не будет хорошего будущего.
В таких семьях 1–2 приёмных ребёнка. Доля детей с хроническими заболеваниями ещё выше (45%). Половина семей сталкивались с психическими проблемами детей. Поведенческие расстройства, по сравнению с предыдущим сегментом, усиливаются, и добавляются новые проблемы (расстройства привязанности, несоблюдение норм, вспышки гнева, разрушительное поведение, аутоагрессия, плохая гигиена). Половина семей жалуется на недостоверность информации о прошлом ребёнка. По всей видимости, сегмент отличается от предыдущего тем, что им «не повезло» — достались более проблемные дети. Напряженность в семье выше, 16% респондентов отмечают отчужденность между ними и приёмными детьми. Родителям сложно справляться со всем комплексом проблем, и зачастую они испытывают большое недовольство собой: агрессия, несдержанность, разочарование в том, что они как родители не справились со своей ролью — не смогли правильно воспитать/выучить ребёнка и создать настоящую семью. Им не хватает поддержки, и у них есть ощущение выгорания.
Это скорее профессиональные приёмные семьи с 2–4 приёмными детьми. Здесь доля хронических заболеваний еще выше (60%), а с психическими проблемами детей сталкивалось 75% семей. Поведенческие отклонения более выражены. По сравнению с предыдущим сегментом добавляются: агрессия (55%), сексуализированное поведение (50%), подозрительность (40%), побеги из дома (15%). Эмоциональный фон в семье заметно хуже: неприятие родственниками (45%), отчужденность (40%), плохие отношения с родными детьми (20%). Родители либо не были осведомлены в полной мере о состоянии детей, либо они переоценили свои возможности и силы. Комплекс разнообразных проблем, с которыми сталкиваются родители из этого сегмента, приводит к сильной физической и эмоциональной усталости. Они часто испытывают бессилие и отчаяние. Вместо поддержки они регулярно сталкиваются с осуждением и давлением со стороны общества (родственников, учителей, опеки). Они не наблюдают прогресса, а иногда даже сталкиваются с регрессом в развитии детей. Они не ощущают никакого оптимизма, живут в постоянном напряжении и часто просто терпят свою жизнь. Половина респондентов задумывалась, не было ли ошибкой решение взять ребёнка в семью. Четверть не отрицает вероятность отказа от приёмного ребёнка. Обилие проблем, с которыми сталкиваются такие семьи, обусловлено как большим количеством принятых детей, так и либо переоценкой своих сил, либо готовностью таких семей по какой-то причине брать более проблемных детей.
2. Умеренный (~30% семей) | 3. Серьёзный (~30% семей) | 4. Профессиональный (~15% семей) |
---|---|---|
Задержка развития | Те же, что и для «умеренного» сегмента, плюс новые: | Те же, что и для «серьёзного» сегмента, плюс новые: |
Хронические заболевания | Расстройство привязанности | Агрессия |
Требует повышенного внимания | Несоблюдение норм поведения | Сексуализированное поведение |
Не умеет сосредоточиться | Вспышки гнева | Подозрительность |
Низкая самооценка | Разрушительное поведение | Побеги из дома |
Обманывает | Аутоагрессия | |
Трудности с учёбой | Плохая гигиена |
Описываемые сегменты условны. Это некоторые «идеальные» описания типов семей в зависимости от тех проблем, с которыми они сталкиваются. Из этого не следует, что все «профессиональные» приёмные семьи несчастливы, а взявшие единственного малыша семьи — поголовно благополучные. Чем старше ребёнок и чем больше приёмных детей в семье, тем в среднем выше вероятность неблагополучного развития ситуации. Но влияют и менее предсказуемые факторы: насколько «проблемный» попадётся ребёнок, насколько приёмные родители на самом деле окажутся способны решать возникающие проблемы.
Далее рассмотрим отдельные категории трудностей более подробно.
Мы спросили приёмных родителей, с какими трудностями, связанными со здоровьем приёмных детей, им приходилось сталкиваться. Хотя бы с одной из перечисленных проблем сталкивалось 83% семей. Самая частая проблема — задержка развития, с этим сталкивалась каждая вторая семья. Но и остальные проблемы встречаются намного чаще, чем в обычных семьях. Мы дополнительно опросили 200 «обычных» семей с родными детьми. Здесь и далее приводим их для сравнения в колонке «Обычные семьи».
Здоровье. С какими трудностями сталкивались | % приёмных семей | % обычных семей |
---|---|---|
Задержка развития ** | 48% | 7% |
Нарушения пищевого поведения | 40% | 34% |
Хронические заболевания | 35% | 10% |
Психические проблемы *** | 34% | 13% |
Психосоматические реакции | 30% | 8% |
Слабое здоровье, часто болеет ** | 28% | 34% |
* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
Подавляющее большинство семей сталкивались хотя бы с одной трудностью, связанной с особенностями поведения ребёнка. Наиболее проблемные для семей: низкая самооценка, обманы, агрессивное, аутоагрессивное и сексуализированное поведение.
Поведение. С какими трудностями сталкивались | % приёмных семей | % обычных семей |
---|---|---|
Не может сосредоточиться | 53% | нд |
Обманывает *** | 52% | 29% |
Требует повышенного внимания * | 48% | 34% |
Манипулирует взрослыми | 40% | нд |
Вспышки гнева * | 35% | 27% |
Разрушительное поведение ** | 35% | 15% |
Слишком дружелюбен к незнакомым | 35% | 15% |
Низкая самооценка, «я плохой» ** | 30% | 16% |
Плохая гигиена | 29% | 15% |
Нарушает нормы приличия | 28% | 13% |
Раздражителен | 27% | нд |
Пачкается, неопрятно выглядит | 24% | 28% |
Грубит | 22% | нд |
Причиняет себе повреждения * | 19% | 5% |
Сексуализированное поведение ** | 17% | 5% |
Замкнут, постоянно в себе | 14% | нд |
Агрессивен к другим людям ** | 12% | 7% |
Подозрителен, недоверчив | 10% | нд |
Сбегает из дома * | 4% | нд |
* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.
Хотя бы с одной трудностью, связанной с обучением, сталкивалось 83% приёмных семей. По сравнению с «обычными» детьми, приёмным учиться существенно труднее. У них низкая база, страдает мотивация, ниже возможности самоконтроля. Почти треть семей жалуется на ссоры в семье из-за учёбы. Каждая пятая семья сталкивалась с тем, что учитель (воспитатель) не хочет или не может учитывать особенности приёмного ребёнка.
Учёба. С какими трудностями сталкивались | % приёмных семей | % обычных семей |
---|---|---|
Нужно контролировать, заставлять *** | 55% | 35% |
Не может сосредоточиться на задании | 45% | 28% |
Плохо запоминает новое | 38% | 13% |
Не хочет учиться ** | 35% | 24% |
Делает медленно, не успевает | 35% | 20% |
Плохая база | 35% | нд |
Плохо понимает новый материал | 32% | нд |
Ссоры в семье из-за учёбы ** | 29% | 15% |
Учитель не умеет работать с таким ребёнком ** | 22% | 9% |
Не делает домашнюю работу | 22% | 17% |
Плохие отношения другими детьми | 19% | 4% |
Мешает учиться другим детям | 19% | 7% |
Ребёнка часто ругают | 17% | 7% |
Учитель не хочет учить ребенка * | 9% | нд |
Другие родители против ребёнка в их классе | 7% | 3% |
Прогуливает школу ** | 4% | 4% |
* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.
На трудности с отношениями внутри семьи жалуются существенно реже. Однако, если такие трудности возникают, они представляют существенную проблему.
Существенная доля семей отмечает недостаточность или недостоверность информации о прошлом ребёнка, которую они получили в процессе принятия ребёнка в семью. Причем этот показатель тем выше, чем выше уровень проблем, с которыми сталкивается семья (половина семей с существенными проблемами).
Семья. С какими трудностями сталкивались | % приёмных семей | % обычных семей |
---|---|---|
Неверная информация о прошлом ребёнка *** | 32% | нд |
Отсутствие контакта с ребёнком *** | 14% | 18% |
Родственники не принимают ребёнка | 13% | 8% |
Не ощущают ребёнка своим *** | 10% | нд |
Отношения с кровной семьёй ** | 9% | нд |
Отношения с родными детьми ** | 8% | нд |
Отношения между ребёнком и супругом *** | 5% | 11% |
Органы опеки слишком вмешиваются *** | 3% | нд |
* Наиболее существенные трудности. По мнение тех, кто сталкивался. Чем больше звёздочек, чем труднее.
НД — нет данных.
Чем больше проблем у приёмных детей, тем большую тревогу испытывают родители.
Насколько вы согласны со следующими высказываниями? % «скорее согласен» + «полностью согласен» | Благополучные семьи | Умеренные проблемы | Серьёзные проблемы | Профессиональные проблемы |
---|---|---|---|---|
Окружающие часто не понимают моего решения взять ребёнка | 19% | 32% | 47% | 57% |
Быть приёмным родителем оказалось труднее, чем я думал | 16% | 25% | 35% | 51% |
Часто испытываю неловкость из-за поведения ребёнка | 7% | 9% | 18% | 35% |
Иногда мне кажется, что я не справляюсь с ролью родителя | 6% | 10% | 16% | 29% |
Мне приходили мысли, что решение взять ребёнка было ошибкой | 7% | 6% | 16% | 29% |
Не могу до конца принять приёмного ребёнка | 5% | 4% | 7% | 18% |
Может так получиться, что мне придётся вернуть ребёнка | 3% | 4% | 5% | 16% |
Несмотря на все проблемы, большая часть респондентов уверена, что детям хорошо в их семье. Точно лучше, чем могло бы быть в детском доме.
Насколько вы согласны со следующими высказываниями? % «скорее согласен» + «полностью согласен» | Благополучные семьи | Умеренные проблемы | Серьёзные проблемы | Профессиональные проблемы |
---|---|---|---|---|
Приёмному ребёнку хорошо в моей семье | 96% | 95% | 92% | 78% |
Мне нравится быть приёмным родителем | 93% | 85% | 84% | 78% |
Я уверен в благополучном будущем моих приёмных детей | 94% | 75% | 66% | 43% |
Я чувствую, что делаю что-то действительно важное | 81% | 70% | 73% | 67% |
Я могу получить необходимую помощь, если потребуется | 80% | 68% | 67% | 57% |
Артём Тинчурин
основатель исследовательской компании Tiburon Research
Татьяна Берлина
Независимый исследователь
Ирина Шадрина
директор по качественным исследованиям Tiburon Research
630559, Новосибирская область, рабочий поселок Кольцово, проспект Сандахчиева, 11, к502